Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5 классов, составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»: программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классы – Москва: «Просвещение», 2012г.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» -являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, пбликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в IV четверти в 4 классе и 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе.
Основные содержательные модули курса:
• Основы православной культуры
• Основы исламской культуры
• Основы буддийской культуры
• Основы иудейской культуры
• Основы мировых религиозных культур
• Основы светской этики
Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения
учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Программа базируется на следующем учебно-методическом комплексе:
- программа А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классы – Москва: Просвещение, 2012г.;
- А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Основные формы и методы работы:
- лекции;
- беседы;
- экскурсии;
- проектная деятельность;
- работа в группах;
- совместное чтение;
- диспуты;
- создание творческих работ;
- презентации.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Формы контроля и варианты его проведения
Формы контроля, предполагающие отслеживание результата обученности по данному предмету, могут быть следующие:
- контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
- взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
- самоконтроль;
- фронтальная проверка знаний;
- тестирование.
Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта в рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 51 – 77 %;
«2»- менее 50 %.
Календарно-тематическое планирование
5 класс (17 ч)
Модуль «Основы православной культуры»
№ урока
|
Тема урока
|
Виды контроля
|
Дата (план)
|
Дата (факт)
|
Вносимые изменения
|
1
|
Введение. Повторение изученного в 4 классе
|
|
|
|
|
2
|
Как христианство пришло на Русь.
|
|
|
|
|
3
|
Подвиг.
|
Презентации
|
|
|
|
4
|
Заповеди блаженств.
|
|
|
|
|
5
|
Зачем творить добро?
|
|
|
|
|
6
|
Чудо в жизни христианина.
|
Творческие проекты
|
|
|
|
7
|
Православие о Божием суде.
|
|
|
|
|
8
|
Таинство Причастия.
|
|
|
|
|
9
|
Монастырь.
|
Презентации
|
|
|
|
10
|
Отношение христианина к природе.
|
Тест
|
|
|
|
11
|
Христианская семья.
|
|
|
|
|
12
|
Защита Отечества.
|
Проекты
|
|
|
|
13
|
Христианин в труде.
|
|
|
|
|
14
|
Любовь и уважение к Отечеству.
|
|
|
|
|
15
|
Итоговая презентация творческих проектов учащихся
|
Презентация
|
|
|
|
16
|
Защита творческих проектов учащихся
|
Творческие проекты
|
|
|
|
17
|
Урок-экскурсия (посещение православного храма)
|
|
|
|
|
Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела -- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Материально-техническое обеспечение курса
Учебно-методический комплекс:
Программа А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: программы для общеобразовательных учреждений 4-5 классы – Москва: Просвещение, 2012г.
А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Литература для учителя:
Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура» / Т. В. Рыжова. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 152 с.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. -220 с.
Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. -Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 136 с.
Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые, граф., зв. дан.и прикладная прогр. (680 Мб). - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. - 1 электрон, опт.диск (CD-ROM).
Дополнительная литература.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования/А.В. Бородина.- М.: ОПК, 2007.- 187 с.
Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб.пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. -504 с.
с.
Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. - 656 с.
Литература для ученика:
Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.
Опрышко Н. Православные святые: Почитание и прославление/ Н. Опрышко.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 304 с.
Шипов Я. Православие: словарь школьника/ Я. Шипов.- М.: РОСМЭН, 2004. -320
Духовное краеведение Белгородчины: Краткий словарь / Управление образования и науки Белгородской области; БелРИПКППС; Центр духовного просвещения; Авт.-сост.: С.С. Чернова. - Белгород: ООО "Логия", 2005. - 40 с.
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
•оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
•технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото-и видеотехника (по возможности) и др.;
•экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
•библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и
др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий ми-ра);
— энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);
— художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
|